Уважаемые родители! Думаете как лучше провести лето вашему ребенку. Перейдите по ссылке, это будет для вас полезно
Анкета для родителей Дети и свободное время
Программирование, робототехника, математика, логика г.Гродно - Занятия в Силе Знаний
Постановление_Совета_Министров_от 15.01.2008_33
Областная виртуальная школа для родителей
Советы родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзаменов своими детьми
ВСЯ ПРАВДА О КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЯХ!!!!! Читать>>>
Насвай и последствия его потребления
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
- Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
- Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
- Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
- Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
- Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
- Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
- В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
- НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
- ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву. - НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
- Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
- Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
Этот документ, который подписал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в конце прошлого года, направлен на обеспечение защиты жизни и здоровья белорусских граждан, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографической безопасности и здоровья нации. Для достижения этих целей вводится комплекс неотложных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков. Предусматривается максимальная активизация усилий государственных органов, учреждений образования и здравоохранения, советов общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных дружин, общественных объединений и иных организаций.
1. Ужесточается уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Так, увеличивается максимальный срок лишения свободы за действия, связанные со сбытом наркотиков при наличии отягчающих признаков (например, совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), - с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему - с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, - с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях - с 8 до 20 лет.
Вводится уголовная ответственность за действия, связанные со сбытом наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет); незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет);
2. Снижается возраст наступления уголовной ответственности за сбыт наркотиков.
За действия, связанные со сбытом наркотиков, уголовная ответственность наступает с 14 лет.
3.Усиливаются меры административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков.
Вводится административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).
4.Закрепляются положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, спайсов) и привлекать к ответственности их распространителей. Предусматривается уточнение понятия аналогов наркотиков, позволяющее относить к ним более широкий спектр химических веществ. Максимально упрощается процедура отнесения новых психоактивных веществ к наркотикам и введения тем самым запрета на их незаконный оборот в Беларуси.
5. В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков..
6. С 1 марта 2015 года создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.
Лидский зональный центр гигиены и эпидемологии советует
Лидский зональный центр гигиены и эпидемологии советует
Навыки осознанного отношения к здоровью
«Телефон доверия» для оказания экстренной психологической помощи
8 (017) 290 44 44 (для взрослых),
8 (017) 215 00 00 (для детей и подростков).
По Гродненской области: короткий номер с городского телефона 170, Гродненский областной клинический центр «Психиатрия- наркология» 8(0152)757515 (круглосуточно).
В г. Лиде психологическая помощь: по телефонам 52-65-09 ,54-44-11, 55-01-83. .
«Стресс и стрессовые состояния»
Термин "стресс", получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие "стресс" в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме.
Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.
Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.
Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.
При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и дает комплексную обобщенную реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.
Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще. Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: интенсифицировать соматические возможности человека, улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки. Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.
Создатель теории стресса Ганс Селъе определяет его как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе, бегству. Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.
Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.
Стадии стресса
Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза - истощение - становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.
У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремленности. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание
и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.
Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник - информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал. Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.
Причины возникновения стресса
Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов. Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, "испытания", требующие новых усилий или использования новых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.
Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте. Для лиц, у которых в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали такие расстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпимость к чужому мнению, завышенные притязания, авторитарность, властность, чрезмерные требования к ребенку, или, напротив, обидчивость, сниженный фон настроения, пессимизм, неуверенность в себе. Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны отца: его поведение, снижающее самооценку ребенка, недостаток внимания и понимания, агрессивность или отчуждение, затрудняющее идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсировать стрессогенные ситуации, связанные с отцом.
К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи и положение "обойденного" ребенка (предпочтение ему братьев или сестер). Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве, но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте, порождая отсутствие чувства базисной безопасности (что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним) и формирование неадекватных моделей поведения (что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению).
Однако центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация - психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, диапазон потребностей, блокада которых вызывает состояние фрустрации, весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте. Это может быть обусловлено сопротивлением осознанию потребностей, которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых, блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием, а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт, который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности, которые не удовлетворяют человека в силу того, что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку, но осуществляются, поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих, в реальной ситуации происходит взаимодействие комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности, а развитие психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций, с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.
Перечень причин стрессов необъятен. В качестве агрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональных обязанностей.
Организационные факторы:
а) перезагрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
б) конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
в) неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
г) неинтересная работа (научные исследования показывают, что те, кто имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
д) плохие физические условия (шум, холод и пр);
е) неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
ж) плохие каналы обмена информацией в организации и т.д.
Организационно-личностные факторы:
а) страх не справиться с работой;
б) страх допустить ошибку;
в) страх быть обойденным другими;
г) страх потерять работу и т.д.
Организационно-производственные факторы:
а) неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;
б) неразрешенные конфликты;
в) отсутствие социальной поддержки.
Все перечисленные причины обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
Стремление избежать стрессов вообще - неверная стратегия поведения, значительно важнее закалять организм не только физически, но и эмоционально.
Меры профилактики стресса
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно или подсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний.
Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.
Люди часто интуитивно используют выработанные в индивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих им справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер. Типичной задачей для прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний является снятие выраженных степеней эмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, часто возникает необходимость на фоне нормализации состояний (главным образом за счет успокоения, расслабления) активизировать протекание восстановительных процессов, усилить мобилизацию ресурсов, тем самым создавая предпосылки для формирования иного типа состояний - состояния высокой работоспособности.
Существует множество занятий по психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний человека:
Релаксация. Находясь в состоянии релаксации человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др.
В целом переживание состояния релаксации и аутогенного погружения существенно повышает возможности профилактики выраженных неблагоприятных состояний снятия стрессовых реакций, а также формирования состояний повышенной работоспособности. Использование данных техник обладает терапевтическим эффектом при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротических состояниях;
Аутотренинг. Наиболее распространенный метод психологической саморегуляции состояний. Основанием для этого метода служит использование приемов самовнушения. Аутогенная тренировка является более эффективным средством достижения глубинных степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий;
Медитация. Большинство людей начинают медитировать по психологическим причинам. Они не чувствуют великого стремления, они просто каким-то образом несчастливы. Или чувствуют, что обладая спокойным умом, они будут более продуктивны
Медитативное осознание приносит ясность, которая открывает действия ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет видеть факторы, определяющие сиюминутный выбор. Однако чтобы ухватить все это, не нужно об этом думать. В этом спокойствии и ясности человек полностью осознает все происходящее;
Мотивация. Множество людей компетентны в мотивировании себя на выполнение приятных дел. Они просто рисуют образы делания приятных вещей, и эти картины настолько их привлекают, что они начинают делать эти вещи. Однако этот процесс не работает для тех дел, которые человек хочет сделать, но не любит делать их. Современные психологические методы позволяют разобраться с внутренними сопротивлениями и разработать такую систему мотивации, которая позволит легко и быстро достигать желаемого результата.
Как биологический вид человек формировался тысячелетиями. Постоянное изменение условий жизни и в частности, век информационных технологий, воздействует на человека потоком сверхсильных раздражителей. Люди на стрессы отвечают повышенной психической возбудимостью, раздражительностью и нарушением сна.
Постоянная громкая музыка в помещении настоящая угроза психическому здоровью. Избыток зрительных раздражений, многочасовой просмотр телевизионных программ. Утомительная поездка на работу и домой. Все эти перегрузки негативно влияют на общее состояние человека.
Во избежание таких перегрузок следует в свободное от работы время создавать обстановку, лишенную чрезмерных раздражителей. Требуются покой в вечернее время и прогулки в парках. Необходимо ограничить застолья и просмотр телевизионных программ, особенно с остросюжетными кадрами.
Прежде всего, необходимо по возможности избегать любых стрессовых ситуаций в жизни.
Заключение
Основные выводы можно сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой человек должен знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Нужно терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно встретятся и на работе, и в личной жизни.
Наша жизнь полна ситуаций, которые травмирующе действуют на психику, поэтому не удивительно, что многие люди страдают от стресса. Большое количество стрессовых ситуаций отражается на физическом здоровье человека, ведь некоторые люди испытывают стресс более чем один раз в день.
Психологи выделяют две формы стресса: положительную и отрицательную. Как та, так и другая форма может влиять и на эмоциональное состояние человека, так и на его физическое благополучие. Однако следует заметить, что причины стресса и его симптомы сугубо индивидуальны. Одних людей мелкие конфликты могут “выбить из колеи", а других может побеспокоить только известие о мировом финансовом кризисе. С симптомами происходит то же самое: от усталости до возбуждения, со всеми переходными стадиями. Чтобы уберечь себя, необходим комплекс мер направленный и на устранение источника стресса и на общее укрепление организма. Приём витаминов и ведение здорового образа жизни помогут справиться с раздражающими воздействиями. Наличие стрессовых состояний может способствовать появлению депрессий, поэтому любому человеку, который заведомо знает, что незначительные негативные воздействия могут повлиять на его самочувствие необходимо проконсультироваться с врачом по поводу риска возникновения депрессии на почве стрессов. Необходимо помнить, что здоровье человека (как психологическое, так и физическое) полностью зависит только от него.
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕЧНОГО ОТОПЛЕНИЯ
Перед началом отопительного сезона дымоходы печи должны быть очищены от сажи.
Корпус печи, поверхности труб и стен, в которых проходят дымовые каналы должны быть исправными (не иметь трещин, следов закопченности). В пределах чердачного помещения дымоходы должны быть оштукатурены и побелены.
Золу и шлак, выгребаемые из топок, необходимо пролить водой и удалить на расстояние не менее 15 метров от зданий и сооружений.
При эксплуатации печного отопления не допускается:
- осуществлять топку неисправных печей;
- применять для розжига печи ЛВЖ и ГЖ (бензин, солярку и т.д.);
- использовать для топки дрова, длина которых превышает размеры топки;
- топить печи с открытыми дверцами;
- перекаливать печи (топка печи разрешается не более 2-3 часов);
- оставлять топящиеся печи без присмотра или поручать топку печи малолетним детям;
- эксплуатировать печи при отсутствии на сгораемом полу предтопочного листа из негорючих материалов размером 50х70 см;
- складировать дрова и другие горючие материалы на полу около топочного отверстия печи;
- производить сушку белья, одежды, складировать на поверхности печи горючие материалы.
Приложение 2
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ (КВАРТИР)
Электропроводка в жилых домах должна быть выполнена в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (издание 6) (далее по тексту – ПУЭ), ТКП 181-2009 (02230) «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», ТКП 121-2008 (02300) «Пожарная безопасность. Электропроводка и аппараты защиты внутри зданий. Правила устройства и монтажа», ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Системы электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования».
Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т. п.) в распределительных коробках. Крышки распределительных коробок снимать запрещено. Запрещается непосредственное контактное соединение медных и алюминиевых жил проводов (кабелей), а также разнородных материалов вызывающих электролитические процессы без специальных мер и обеспечения надежного контакта.
Наличие на светильниках, предусмотренных конструкцией, защитных стекол и колпаков.
Наличие защиты от прямого прикосновения к открытым токоведущим частям розеток, выключателей, светильников, электропроводки.
В качестве аппаратов защиты должны применяться автоматические выключатели или предохранители. Для защиты электропроводки от токов короткого замыкания не допускается использовать самодельные плавкие вставки (жучки).
При устройстве наружного электроснабжения жилых домов:
- провода не должны провисать, неизолированные по всей длине должны иметь одинаковое расстояние между проводами;
- провода ответвлений не должны касаться конструкций жилого дома, особенно металлических;
- запрещена посадка и произрастание деревьев непосредственно под самими проводами и на расстоянии менее 1 метра;
- не допускается сращивание проводов, повреждение изоляции, повреждение проволок многопроволочных проводов;
- крюки, вмонтированные в стены или фронтоны жилых домов, к которым крепятся провода ответвлений, должны быть надежно закреплены;
- запрещается размещение мачт ТВ-антен и вентиляционных труб со стороны подхода ответвлений к вводу в дом;
- запрещается соединения и нарушения изоляции проводов, идущих от изоляторов ввода до электросчетчика;
- прокладку проводов от жилого дома до хозяйственных построек и между ними осуществлять на тросу и на опорах.
Приложение 3
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ (КВАРТИР)
Первым признаком утечки газа во внутридомовых и подземных газопроводах является характерный неприятный запах (комбинация запахов гнилой капусты, чеснока, лука и нечистот).
Порядок осмотра жилых помещений и газоиспользующего оборудования:
- проверка (визуально) требований безопасности при установке газоиспользующего оборудования;
- осмотр газоиспользующего оборудования с целью установления его технического состояния, контроль срока эксплуатации газоиспользующего оборудования согласно руководству по эксплуатации (не старше 10 лет);
- осмотр присоединительных гибких шлангов (без трещин);
- проверка наличия притока воздуха для горения (наличие форточек, подрезов дверей и т.п.);
- проверка наличия актов проверок состояния дымовых и вентиляционных каналов, выполненных специализированной организацией;
- проверка состояния окраски внутреннего газопровода и надежности его крепления, устойчивости газоиспользующего оборудования;
- проверка наличия и состояния защитного противопожарного экрана на стенах и на полу (там, где он необходим - деревянные неоштукатуренные поверхности из горючих материалов в местах установки плит следует изолировать негорючими материалами: штукатуркой, сталь на 10 см с каждой стороны и 80 см сверху);
- запрещается пользоваться газоисполъзующим оборудованием в случае его неисправности, при обнаружении запаха газа, при неисправности газопроводов, арматуры, приборов автоматики;
- не оставлять открытыми вентили баллонов (если баллон установлен в помещении), краны перед газоиспользующим оборудованием и на нем после окончания пользования газоиспользующим оборудованием;
- не оставлять без присмотра работающее газоиспользующее оборудование, кроме рассчитанного на непрерывную работу, оборудованного соответствующей автоматикой безопасности;
- запрещается использовать газоиспользующее оборудование, предназначенное для приготовления пищи, для обогрева помещений;
- запрещается производить самовольное подключение и отключение газоиспользующего оборудования, перестановку его с применением сварки, а также переподключение на резинотканевый рукав, разборку этого оборудования и его ремонт;
- запрещается привязывать к газопроводам веревки, нагружать газопроводы и использовать их в качестве опор;
- запрещается сушить вещи над пламенем горелок газовой плиты;
- категорически запрещается использовать для сна помещения, в которых установлено газоиспользующее оборудование.
Требования безопасности при установке газоиспользующего оборудования.
Газовые плиты устанавливаются в помещениях кухонь с естественным освещением высотой не менее 2,2 м, имеющих вытяжной вентиляционный канал и окно с открываемой створкой, оборудованной специальным механизмом притвора, с регулируемым воздушным клапаном, с открываемой форточкой, фрамугой или другим устройством, обеспечивающим организованный приток наружного воздуха, выходящее на улицу или застекленную веранду (лоджию) также имеющую окно с устройством для организованного притока наружного воздуха. При этом внутренний объем помещений кухонь должен быть, м<sup>3</sup>, не менее:
8 — для газовой плиты с 2 горелками
12 — для газовой плиты с 3 горелками
15 — для газовой плиты с 4 горелками
- запрещается устанавливать баллоны со сжиженным углеводородным газом в жилых комнатах, помещениях без естественного освещения;
- газовый баллон должен располагаться в шкафу, который устанавливается на несгораемые основания, исключающие просадку, с креплением к основаниям или к стенам зданий. Высота основания должна быть не менее 0,15-0,2 м от уровня земли.
Шкафы должны изготавливаться из несгораемых материалов и иметь в верхней и нижней частях жалюзи для проветривания.
Приложение 4
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ
Придомовую территорию следует содержать в чистоте и регулярно очищать от сухой травы и листьев, мусора, производственных отходов, упаковочной тары. В сухой пожароопасный период трава должна быть скошена и вывезена с территории в сыром виде.
Стога, копны, скирды сена, соломы, других видов грубых кормов допускается размещать на приусадебных участках не ближе 15 м до ближайших зданий (сооружений), хозяйственных построек и опор воздушных линий электропередачи.
На приусадебной территории жилого дома допускается в безветренную погоду контролируемое разведение костров, размещение специальных приспособлений для размещения горящего угля (мангала, барбекю, гриля и аналогичных) при условии: размещения костров на расстоянии не менее: 10 м от зданий (сооружений), 20 м от лесных массивов, 30 м от скирд сена и соломы; размещения специальных приспособлений для приготовления пищи на расстоянии не менее 4 м от зданий (сооружений); постоянного контроля за процессом горения и обеспечения средствами тушения (огнетушитель, емкость с водой, лопата и т.п.). После окончания приготовления пищи горящие материалы должны быть потушены до полного прекращения тления.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, ПРОВЕРКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АВТОНОМНЫХ ПОЖАРНЫХ ИЗВЕЩАТЕЛЕЙ
Автономные дымовые пожарные извещатели (далее – АПИ) должны устанавливаться во всех жилых комнатах жилых зданий, а также в зданиях и помещениях, указанных в НПБ 15-2007, в местах наиболее вероятного появления дыма, на потолке (стене), как правило, в середине помещения, но не ближе 10 см от стены (потолка).
Работоспособность АПИ проверяется не реже одного раза в месяц путем нажатия и удержания тестовой кнопки (может быть совмещена со светодиодным индикатором) на лицевой поверхности АПИ. При этом должен появиться звуковой сигнал «Пожар» и загореться световой индикатор красного цвета (сигналы могут быть прерывистыми). При отсутствии сигналов необходимо проверить соблюдение полярности при установке элемента питания, при отсутствии сигналов при правильной установке элемента питания АПИ подлежит ремонту или замене.
Перевод АПИ из режима «Пожар» в дежурный режим осуществляется после прекращения воздействия на тестовую кнопку или после удаления продуктов горения из дымовой камеры.
Отсоединение АПИ от базового крепления (розетки) осуществляется путем его поворота вокруг своей оси против часовой стрелки.
В дежурном режиме один раз в 20 ‑ 40 секунд может кратковременно загораться световой индикатор красного цвета.
При разряде элемента питания АПИ не реже одного раза в минуту должен выдавать кратковременный звуковой сигнал. При наличии такого сигнала элемент питания должен быть заменен.
Техническое обслуживание АПИ, помимо своевременной замены вышедшего из стоя элемента питания, сводится к периодической очистке отверстий, через которые в дымовую камеру должен проникать дым, что осуществляется с помощью бытового пылесоса продувкой АПИ в течение не менее 3 мин. Данная процедура должна проводиться не реже одного раза в год.
При возникновении ложных сигналов «Пожар» рекомендуется провести внеплановую очистку АПИ. При сохранении ложных сигналов «Пожар» после очисти, АПИ подлежит ремонту или замене.
Примечание: Если у граждан возникают вопросы, касающиеся эксплуатации, обслуживания или ремонта АПИ, то необходимо следовать требованиям эксплуатационной документации. Как правило, там указаны адреса по ремонту и обслуживанию АПИ. Если граждане относятся к категории многодетных семей, инвалидов, либо одиноких и одиноко проживающих пенсионеров которым установили АПИ бесплатно, то и замена элемента питания осуществляется, как правило, бесплатно. Для этого необходимо обратиться либо в то учреждение, которое установило АПИ (исполком, социальная служба или предприятие).
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье
· Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
· Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
· Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
· Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
· Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
· Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
· Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
· Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
· Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
· Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
1. утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
2. пренебрежение собственным видом, неряшливость;
3. появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
4. резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
5. внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
6. плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
7. склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
8. проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
9. безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
10. стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
11. самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
12. шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...;
- делайте все от вас зависящее.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью.