Положение об ученическом самоуправлении
Государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г.Лиды»
1. Общие положения:
1.1. Ученическое самоуправление — орган самоуправления учащихся школы.
1.2. Ученическое самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Уставом школы, настоящим Положением.
2. Цель ученического самоуправления:
реализация права обучающихся на участие в управлении учреждением образования, формирование демократических основ организации образовательного процесса.
3. Задачи ученического самоуправления:
- создание благоприятных условий для самореализации учащихся;
- развитие у учащихся социальной инициативы, творчества и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
- обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
- приобретение учащимися опыта управленческой деятельности.
4. Функции ученического самоуправления:
- Коллективообразующие.
- Социализирующие.
- Управленческие.
5. Принципы работы органов ученического самоуправления:
-
Открытость и доступность.
Органы самоуправления открыты для всех членов ученического коллектива.
-
Добровольность и творчество.
Первичным ученическим коллективам предоставляется право свободного выбора содержания деятельности, форм работы.
-
Равенство и сотрудничество.
В ученических коллективах все – и выборный актив, и рядовые члены – занимают равное положение. Члены коллектива ставятся в одинаковые условия в организации и проведении своих дел. Первичные коллективы строят взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства.
-
Непрерывность и перспективность.
Органы ученического самоуправления действуют на протяжении всего образовательного процесса в учреждении образования.
-
Многообразие форм и направлений реализации функций ученического самоуправления.
-
Защита прав и интересов учащихся в различных сферах жизнедеятельности: досуг, учеба, разнообразные виды творчества.
6. Структура ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в школе включает несколько уровней:
1 уровень – индивидуальный.
Каждый учащийся имеет право избираться и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного руководителя, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как классного, так и общешкольного.
2 уровень – уровень первичного коллектива.
Все учащиеся школы являются членами коллектива класса, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены класса, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая класс выбирает из своего состава старосту и заместителя старосты, ответственных по секторам. Совет класса отвечает за дела внутри класса, за участие в общешкольных делах; готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в четверть и где планируется работа коллектива класса, подводится итог работы за определенный промежуток времени, выбираются представителя для участия в Ученической конференции школы.
На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем.
3 уровень – уровень коллектива школы.
Высшим законодательным органом ученического самоуправления является Ученическое Собрание, которое собирается два раза в год (сентябрь, май), для решения всех вопросов жизни ученического коллектива:
- утверждает Положение об ученическом самоуправлении и вносит в него изменения;
- принимает программу деятельности;
- формирует Ученический Совет школы.
В его состав входят председатели комитетов ученического самоуправления, актив первичной организации БРСМ. Функциями Совета ученического самоуправления являются: коллективное выдвижение идей; коллективное планирование и прогнозирование результатов, анализ и их оценка; разработка проектов различных коллективных творческих дел; контроль за соблюдением имеющихся традиций; контроль выполнения принятых решений; анализ работы комитетов по направлениям деятельности.
Основные направления работы Ученического Совета:
- Принимает участие в разработке годового плана работы школы.
- Планирует, разрабатывает и проводит совместно с администрацией и в рамках Устава общешкольные мероприятия.
- Содействует выявлению творческого потенциала учащихся, развитию индивидуальных творческих способностей.
- Содействует повышению качества знаний.
- Развивает школьные традиции.
- Сотрудничает с органами ученического самоуправления учреждений образования города.
- Организует изучение общественного мнения учащихся по актуальным вопросам школьной жизни.
Ученический Совет школы избирается Ученическим Собранием сроком на 1 год. Заседание Совета проводятся не реже одного раза в четверть. Решения принимаются открытым голосованием и являются обязательным для всех членов коллектива школы.
Из числа членов Совета избираются президент, его заместитель сроком на один год.
Решение Совета считается правомочным, если на его заседании присутствует не менее <sup>2</sup>/<sub>3</sub>состава совета и если за него проголосовало не менее <sup>2</sup>/<sub>3</sub> присутствующих;
К исполнительным органам ученического самоуправления школы относятся комитеты: комитет по образованию, комитет по здравоохранению, комитет по экологии, комитет по культуре и досугу,комитет по физической культуре и спорту, комитет информации и рекламы, комитет по чрезвычайным ситуациям, комитет по международным отношениям. Каждый комитет планирует свою работу в соответствии с направлениями деятельности органов ученического самоуправления школы:
7. Обязанности членов ученического самоуправления.
7.1. Выполнять требования Устава школы, решения органов ученического самоуправления, правила внутреннего распорядка для учащихся.
7.2. Уважать честь и достоинство участников образовательного процесса.
7. 3. Заботиться о чести школы и продолжении ее традиций, авторитета, престижа.
7.4. Личным примером формировать у обучающихся бережное отношение к школьному имуществу, использованию электричества, воды.
8. Права членов ученического самоуправления.
8.1. Право на получение информации об организации образовательного процесса в школе.
8.2. Право на открытую и мотивированную оценку успехов в обучении и поведении.
8.3. Право на организацию школьной жизни, культурных, образовательных, спортивных и развлекательных мероприятий в соответствии с собственными потребностями и возможностями.
8.4. Право определение вида деятельности и структуры органов ученического самоуправления.
8.5. Право представлять интересы обучающихся в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению жизни школы.
8.6. Право вносить предложения в план воспитательной работы школы.
8.7. Право пользоваться организационной поддержкой педагогов школы.
8.8. Право устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с органами ученического самоуправления других учреждений образования.
8.8. Право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления школы.
8.9. Право свободного вступления и выхода из органов самоуправления.
8.10. Право участвовать в разработке Устава школы и других локальных документов учреждения образования.
8.11. Право на выбор учителя, выполняющего функции куратора самоуправления.
9. Органы ученического самоуправления и педагогический коллектив.
9.1. Педагогический коллектив создает условия для активности и творчества, оказывает помощь в обучении стимулирования у учащихся интереса и желания к выполнению общественных поручений, развитию социальной роли учащихся специальным организаторским знаниям, умениям и навыкам.
9.2.Сотрудничество педагогов и учащихся осуществляется в совместных органах ученического самоуправления при организации и проведении массовых дел, творческих и деловых игр, совместных обсуждениях вопросов жизни школы на педсоветах, собраниях, совещаниях.
9.3. За органами ученического самоуправления в качестве кураторов закрепляются педагогические работники.
10. Взаимодействие органов ученического самоуправления.
Взаимодействие осуществляется с администрацией и учителями школы, молодежными и детскими объединениями, органами самоуправления других учреждений образования